Введение во храм Пресвятой Богородицы

00

 

 

4 декабря весь православный мир молитвенно вспоминает событие Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Божественную Литургию в этот день и Всенощное бдение накануне вечером в обители совершили настоятель Михаило-Архангельского храма п. Улеты иеромонах Варлаам (Попов) и клирик Спасо-Преображенского храма г. Читы иерей Алексий Шаталов.

 

В то время когда все события указывали на скорое пришествие Мессии,  в скромном галилейском городе Назарете жила престарелая чета – Иоаким и Анна. Оба они достигли глубокой старости, но детей не имели.

В Ветхом Завете безчадие считалось наказанием Божиим за грехи и было весьма позорно в глазах людей. Много поношений в связи с этим пришлось вынести Иоакиму и Анне от окружающих. Иоаким был из рода Давидова, от которого должен произойти Мессия; будучи праведным и чающим утешения Израилева, супруги не могли разделять вместе со многими ожидания близкого пришествия Мессии, которое охватило значительную часть иудейского общества. Неплодство повергало благочестивую чету в еще большее горе, ибо они лишались великой чести войти в родословную Мессии.

Предание говорит нам, что праведные старцы горячо молились о разрешении их неплодства. Они верили: Бог силен и в их глубокой старости дать им дитя. В своих просьбах Иоаким и Анна обещали, если их желание будет исполнено, посвятить своего ребенка Богу.

Усердные молитвы праведной четы произрастили плод – у них родилась Дочь, которую они назвали Марией. Только до трех лет воспитывалась отроковица в родительском доме. Предание не сохранило подробностей Ее домашнего воспитания, но некоторые факты говорят сами за себя: когда Мария достигла трехлетнего возраста, родители приняли решение исполнить обещание, данное ими Богу относительно своей Дочери. Закон не требовал такого скорого выполнения обета, да и родителям нелегко было расставаться со своей Дочерью, ставшей великим утешением в их глубокой старости, однако надо полагать, что воспитание в доме родителей заложило в душу юной Марии столько святого горения и любви к Богу, что она сама чувствовала неудержимое желание как можно скорее посвятить себя всецело Господу.

Девы, посвященные Богу, иногда жили при храме только до достижения совершеннолетия, иногда оставались там до конца жизни и давали обет безбрачия.

Видя в своей Дочери неудержимое рвение ко Господу, праведные старцы побороли в себе голос родительской любви и прочие соображения и решили отдать свою малолетнюю Дочь Господу.

Торжественно со светильниками, в сопровождении сверстниц отроковицы, а также своих родственников, отправляются святые старцы в Иерусалим, чтобы принести свой чистый плод молитвы Господу. Радостно шествовала в храм малолетняя Мария. Обет родителей сделался обетом Ее сердца, храм Господень стал для Нее вожделенней селений человеческих. Она восходила по ступенькам иерусалимского храма, как в райскую обитель. Никем не поддерживаемая, как взрослая, преодолела трехлетняя отроковица пятнадцать ступеней лестницы, ведущей к храму, и предстала сонму служителей, вышедшему навстречу этому шествию. Отроковицу встречал первосвященник Захария. Он был изумлен Ее духовной «добротой» и священным восторгом этой удивительной процессии. Поэтому он по словам блаженного Феофилакта, «вне себя быв», вводит чудную отроковицу во внутренний алтарь, за вторую завесу, куда доступ был разрешен ему одному раз в год.

Дивная Дочь Иоакима и Анны приняла на Себя великий подвиг ради любви ко Господу: от ранней Своей юности, с трехлетнего возраста она забыла для Него люди Своя; она всецело погрузилась в молитву, а также слушала чудное учение, которое раскрывалось перед Ее духовными очами в Священном Писании, и наблюдала Своим Богомудрым разумом дивные дела Промысла Божия в жизни мира. Все Свои привязанности: любовь к родным, все близкое сердцу, что было в миру, — Она оставила за стенами храма. Она – от юности великая Подвижница, первая великая Инокиня.

Наступает время совершения древних прообразов. Отходит ветхозаветная скиния. В храм вступает Приснодева, «соестественная нам Дщерь Адама», Она становится новой скинией. Херувимы славы, которые распростирали крылья свои над очистилищем, где Господь открывался Моисею, теперь осенили Ее как Престол Божий, как Матерь Господа Вышняго. В этом прежде всего и заключается торжество настоящего праздника.

Святая Православная Церковь богослужением этого дня раскрывает перед нами духовный смысл праздника. Одновременно она указывает нам путь подвига и святости как логический вывод из этого торжества.

Каждый раз, когда мы в этот великий день благоговейно взираем на шествие по ступенькам Иерусалимского храма величайшей Дщери Адамовой, мы должны видеть в ней Матерь нашего спасения, обязаны сами стремиться следовать Ее путем и с благодарностью воспевать Ей: «Яже на Небеси и на земли славима, Мати Божия, спаси род наш».