О монашеском жительстве
Дорогие братья и сестры, темой сегодняшнего выступления является — монашеское жительство. Монашеское жительство всегда было тайной для светского человека. Светский мир никогда не понимал монашества, относился к нему, в лучшем случае с недоверием, а в худшем, прямо враждебно. С легкой руки наших писателей классиков, принято считать, что в монастырь люди уходят от жизненных неудач и в большинстве случаев от несчастной любви. Короче говоря, монашество – это удел людей не состоявшихся в светской жизни. Действительно, пути промысла Божия не исповеди — мы. По разным причинам приходят в монастырь, в том числе и от так называемой несчастной любви, но если при этом пришедший не обретает глубокой и твердой веры в промысл Божий, ведущий каждого человека на путь спасения, не укореняется в христианском благочестии, то неизбежно уходит из монастыря искать «счастливую любовь». Так что же приводит человека в монастырь? Ответ один – любовь к Богу. А что значит любить Бога? Сам Господь через святое Евангелие дает нам ответ: « Меня любит тот, кто исполняет Мои заповеди». Свою волю Господь открывает нам через Евангелие. Каждое богослужение Св. Церковь воспевает слова нагорной проповеди Господа Иисуса Христа: « блаженны нищие духом…, блаженны плачущи…, блаженны кроткие»…, и.т.д. По этой причине 3-й антифон на литургии оглашенных так и называется «блаженны». Если мы вдумаемся в эти слова, то увидим, что они являются противоположностью ценностям, которыми живет во зле лежащий мир. Монахи – это люди, посвятившие свою жизнь исполнению евангельских заповедей во всякое время и при любых условиях. А что это дает?- зададут нам вопрос люди века сего. Ответ заключается в самом названии антифона – «блаженны». Блаженство – это состояние, в котором находились наши прародители в раю, это полнота общения с Богом. «Царство Божие внутри вас есть» — сказал Господь. Оно открывается по мере исполнения евангельских заповедей еще здесь на земле.
Однажды прп. Амвросий Оптинский спросил братию: «Что такое монашество»? Затем сам ответил – « монашество есть блаженство». Как этот ответ отличается от мнения большинства светских людей, загоняющих в монастыри маргиналов и неудачников. Почему мир так воспринимает монашество? Потому что в мире царствует «закон греха». «Закон греха» является естественным следствием грехопадения и повреждения нашей природы. Одним из последствий грехопадения наших прародителей явилось повреждение духа человека. Как мы знаем человек трехсоставен. Он сотоит из : духа, души и тела. В первозданном состоянии дух человека был направлен к Богу. Именно укоренение духа человеческого в Боге являлось источником блаженства и гармонии как самого человека, так и всего остального творения Божия. В результате грехопадения дух человека отчуждившись от Бога прилепился к чувственному, материальному миру, в рамках которого человек начал создавать себе «рай». По сути дела, человек утратив рай истинный Божественный, начал создавать рай земной основой которого являются чувственные плотские наслаждения. На этой привязанности человека к чувственности и паразитирует «закон греха». Без чувственных наслаждений невозможна наша действительная жизнь. Чувственная сторона жизни человека может находиться в допустимых пределах, а может принять гипертрофированные размеры и привести к образованию страсти – болезненной привязанности к тому, что доставляет наслаждение. Но « всякому незаконному наслаждению последует сторичное болезнование» по слову прп. Марка Подвижника. Это значит, чем большее греховное наслаждение испытывает человек, тем большее возмездие в виде страдания является следствием греховного действия. По сути дела, грешный человек занимается духовным и физическим самоистязанием, думая наслаждаться больше страдает, за миг греховного удовольствия платит во сто крат большими страданиями. Здесь уместно вспомнить высказывание другого подвижника Исаака Сирина : « Грешник похож на пса лижущего пилу и не замечающего боли, пьянея от запаха собственной крови». Из этого замкнутого круга извел человека Спаситель – Господь наш Иисус Христос. Некогда гордые иудеи заявили Ему: « Мы не были рабами никому и ни когда». На что Господь ответил: « Всякий творящий грех есть раб греха, если Сын освободит, воистину свободны будете». Совершив искупительный подвиг, Господь дал возможность человечеству через веру и покаяние восстановить утраченную гармонию, вернуть дух человека на законное место и через то вновь обрести блаженство. Это путь долгий – путь борьбы со страстями и похотями, исполненный борений, но не лишенный и благодатных утешений. Жизнь монаха как и любого христианина есть постоянная борьба с грехом. Для успешного ведения этой борьбы он, образно выражаясь, помещается в особые условия и включается в особый ритм жизни, позволяющий ему избегать распыления духовных и физических сил. Ограничения во сне, в количестве и качестве принимаемой пищи, частая молитва келейная и церковная, отсечение своей воли являются средствами с помощью которых преодолевается греховное притяжение. Человек светский или мало церковный, столкнувшись с суровостью монашеской аскезы воспринимает монашеское жительство как некое «угасание жизни». В чем же смысл монашеской аскезы? Монашеская аскеза дает возможность энергии человеческого духа освободиться от излишнего притяжения к чувственности и взойти к Богу. Этот процесс постепенный и каждый успех в этом делании является даром Божиим. Светский человек нередко делает попытки освободиться от того или иного греха, рассчитывая на собственные силы, такие попытки ,как правило, заканчиваются полным провалом. Делая попытку освободиться от греха, человек сталкивается с состоянием духовного томления, а иногда прямой ломки сродни наркотической. Не имея возможности противостоять демоническому давлению человек возвращаеся ко греху. Мы рассматриваем крайнюю степень развития той или иной греховной страсти, но принцип действия греха один и тот же как в малых грехах ,так и в больших. А что же там за состоянием томления? Те же кто проявил в борьбе с грехом твердость и упование на Бога знают, что за состоянием тяготы борения открываются горизонты новой жизни, о которой плотской человек не имеет никакого понятия. « Я пришел дать вам жизнь и жизнь с избытком» — сказал Христос Спаситель. Монахи – это люди вкусившие эту жизнь и оставившие все ради того, чтобы эта жизнь стала их вечным достоянием.