Сохранение монашеской традиции и современное иноческое служение на Забайкальской земле

16

 

Ваше Преподобие, дорогие братья и сестры!

Еще раз хотелось бы поздравить вас с праздником Введения во храм Царицы Небесной. В этот день мы вспоминаем событие, когда Божия Матерь вводится в храм и посвящается Богу. Для меня это день особый. 8 лет назад в этот день четверо сестер нашей обители, в т.ч. и я приняли монашеский постриг, и тоже были посвящены Богу. Как вы знаете, в постриге человеку дается новое имя в знак того, что умирает для мира прежний человек и рождается для Бога новый. Мы получили в монашестве имена Святых, возглавляющих сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, Царственных страстотерпиц Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Также и Высокопреосвященнейший Евстафий, основатель нашей обители, от руки которого мы получили пострижение, тоже принял монашество в этот день 36 лет назад. Для нас это сугубый праздник, и день, в который вспоминаешь этот волнующий и один из главных определяющих моментов жизни и смотришь, насколько ты соответствуешь высоте того звания, в которое призван.

(Но это лирическое отступление, а сказать мне хотелось вот о чем):

1917 год – переломная дата в истории нашей страны и жизни Церкви. Декрет об отделении Церкви от государства представлял собой под видом закона о свободе совести акт открытого гонения против Церкви. Начинается изъятие церковных ценностей, закрытие монастырей, гонения, репрессии. Храмы были разрушены, насельники разогнаны, вера высмеивалась. И казалось, –всё, настал конец, от монашества не осталось и следа. В Забайкалье – абсолютно. И вдруг спустя 80 лет забвения мы видим: Русская Церковь и ее монашество переживают небывалое возрождение, которому невозможно найти аналогов во всей христианской истории. На протяжении 80-ти лет на территории Советского союза действовало всего несколько монастырей. Сегодня их 888. В Забайкалье сейчас 2 монастыря: мужской Успенский и женский – наш, и архиерейское подворье на месте подвигов прп. Варлаама Чикойского.

Наш монастырь в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, – первая обитель, открытая на забайкальской земле после богоборческих лет. В этом году исполнилось 15 лет со дня ее основания.

Однако сегодня часто приходится слышать о том, что нынешнее монашество – не то, оно не полноценно по сравнению с древним, и даже с дореволюционным; что монашеская традиция в советское время была прервана…

Об этом хотелось бы поразмышлять. На монашеских конференциях, которые довольно часто сейчас проводятся, один из современных монахов-богословов говорил о том, что монашество в Советский период было разрушено именно как институт, но продолжалось в конкретных личностях. Всегда были люди, которые воплощали в своей жизни идеал истинного монаха. Они и подготовили в сердцах верующих людей возрождение Православной Церкви и монашества после падения коммунистического режима.

Вспоминая видение бесчисленных белых птиц прп. Сергию, означавшее будущее множество его учеников, мы поем в тропаре Преподобному: «поминай стадо, еже собрал еси, мудре», и ведь и себя и наш монастырь имеем в виду при этом.

Помимо частицы мощей игумена земли Русской, положенной в основание нашего монастыря, Владыка Евстафий, постриженник обители прп. Сергия, стремился передать нам тот истинный монашеский дух, ту традицию, которую впитал от лаврских старцев и приснопоминаемого архимандрита Павла (Груздева).

И потом, когда говорят о том, что в монастыри приходят люди, родившиеся в Советском союзе, получившие атеистическое воспитание, и которые поэтому не могут вместить полноты монашеского подвига, приходит мысль, что ведь и в цветущие времена монашества в обители приходили и разбойники, и дети жрецов идольских, и тем не менее становились на путь истинного угождения Богу. Патерики исполнены таких примеров. Никто не приходит сам собой, если Господь не призовет его. И приход каждого – это некое чудо Божие.

Святейший Патриарх, в одной из своих проповедей, говорил о том, что ему часто приходится читать биографии кандидатов в священство, кандидатов на поступление в монастыри – и что является общим для абсолютного большинства этих людей? Пишут: «родился я в неверующей семье, отец и мать в церковь не ходили, крестился в сознательном возрасте, а потом решил всю свою жизнь посвятить Церкви». [И могу свидетельствовать, что у абсолютного большинства сестер нашего монастыря история такая же.]

И возникает вопрос: что же происходит с нашим народом? Откуда эти 888 монастырей после 80-летнего планомерного уничтожения? Мы видим, –происходит то же самое, что произошло с простыми рыбаками на море Галлилейском. Человек встречает Бога, и это встреча радикально меняет его жизнь. Человек оставляет сети, лодку, родителей – все, что имеет, и встает на путь следования за Христом. Осознает, что встретился со Христом и хочет Ему служить и жить вместе с Ним. И ради этого оставляет все. Так происходило 2 тысячи лет назад. Так происходит и ныне.

Итак, скажем несколько слов об истории нашей обители:

наш монастырь основан в начале XXI века,  и посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим. Русские святые – это великий сонм людей – от Крещения Руси и до наших дней, живших на нашей земле и угодивших Богу.

Итак, в 2001 году на месте заброшенных совхозных полей было положено основание возрождению монашеской жизни на Забайкальской земле.

Сегодня, спустя 15 лет, это уже настоящий монастырь, некий духовный оазис, к которому притекают люди со всего Забайкальского края и не только: из Бурятии, Иркутской области.

Каждый день в монастыре совершается Божественная Литургия. «Монах милует мир молитвой», — говорит старец Паисий Святогорец.

Как некий символ духовной преемственности, Великим постом 2015 года в обитель был передан мощевик с частицами мощей 8-ми святых, сохранявшийся в семье одной из сестер Покровского монастыря. Мы не знаем его происхождения, и в этом просили бы содействия вас, тех, кому открыт доступ в архивы. Как знак благоволения Божия воспринимаем мы и то, что несмотря на молодость нашего храма, он имеет много святынь – частиц мощей почитаемых русских и не только русских святых (причем без каких-то видимых усилий с нашей стороны – мы не ищем– Господь Сам посылает нам эти святыни).

Сегодня в обители 17 сестер и множество различных послушаний: швейная, вышивальная, иконописная мастерские, обширное хозяйство, воскресная школа для детей и взрослых, флористическая студия, многочисленные экскурсии, летний лагерь для девочек, посещение Краевого дома ребенка и Детского дома п. Колочное, и посещение детей-инвалидов, и многое другое, через что мы пытаемся свидетельствовать о красоте жизни в Боге. Но и это внешнее, наверное, не главное. Главное – то, что монах свидетельствует о Боге даже не словом, а образом жизни своей, смирением, молитвой, послушанием, жертвенным отношением – и благодать Божия осеняет его жизнь и жизни тех, кто с ним соприкасается.

Хотелось бы предложить вам посмотреть небольшой отрывок из фильма, который снимает наш батюшка – священник, который служит в нашей обители 4-ый год – иеромонах Алипий (Федотов) – о красоте монашеского подвига и красоте Божьего мира.