Паломничество на Святую Землю

Около двух тысяч лет прошло с той заветной поры, когда Христос ходил по путям Палестины. Сколько людей мечтает ступить когда-нибудь на ту землю, по которой прошли стопы Его, пройти по местам, где прозвучало Его слово. Мы не исключение. Нельзя сказать, что наша мечта сбылась. Мы даже и не мечтали об этом. И как мечтать о том, что в принципе никогда не сбудется. Так нам казалось, но Господь и матушка игумения решили иначе.

Мы на Святой Земле. Трудно описывать все наши впечатления и чувства. Дадим только отчет о поездке, где были, что видели и что узнали.

Первый день. Сразу из аэропорта поехали в г. Лидду к гробнице великомученика Георгия Победоносца. Рядом с храмом место, где Георгий поразил чудовище – змия. Под алтарем храма протекает чудодейственный источник воды. На Востоке   великомученика Георгия почитают люди всех вероисповеданий, его изображения на коне с копьем, пронзающем змия, мы встречали на многих воротах и стенах жилых домов по всему Израилю.

Второй день.  Мы едем в Вифанию. В евангельские времена здесь жил праведный Лазарь, друг Господа Иисуса Христа с сестрами Марией и Марфой. Здесь Мария возлила миро на голову Спасителя. Здесь Господь воскресил Четверодневного Лазаря. Сюда, в Вифанию, удалился Господь после торжественного входа в Иерусалим. Спустившись в гробницу св. прав. Лазаря Четверодневного, помолились. А затем побывали в церкви на месте дома Марфы и Марии. В церкви есть камень, на котором сидел Спаситель. Священник, наш гид, прочитал нам поучительное Евангелие о воскрешении Лазаря.

Теперь наш путь лежит в Иерихон – самый древний город мира. В годы земной жизни Иисуса Христа это был важный торговый пункт Палестины. В этом городе Господь исцелил слепцов, посетил начальника мытарей Закхея. Паломникам показывают дерево, на котором сидел Закхей в надежде увидеть Спасителя. Сейчас это уже засохший ствол смоковницы, на котором находится картина с Евангельским сюжетом. Прослушали соответствующие места из Евангелия, едем дальше.

 Впереди нас ждет гора Искушений. Все вокруг серо-желтого цвета: горы, пещеры, какой-то лунный пейзаж. В этих грозных и уединенных местах Господь провел 40 дней в посте, и дьявол искушал его. В пещерах 40-дневной горы расположен греческий православный монастырь Искушений. Его стены частично врублены в скалу, а частично нависают над ней на отвесном склоне на значительной высоте. Узкий проход выводит к пещере. Подниматься туда надо пешком по  жаре довольно продолжительное время. С Божией помощью добрались до массивных каменных ворот, за ними следует над пропастью лестница, которая ведет в монастырь. Вниз смотреть страшно, все время прижимаемся к скале Внутри, когда не видно уже этих отвесных стен и пропасти, уже не страшно. До главной святыни монастыря идти совсем недалеко. В уютном храме с небольшим иконостасом камень с горящей лампадой (часть скалы), над ним престол (иногда здесь совершается литургия). На этом камне по преданию Спаситель молился и постился сорок дней. Приложившись к камню, помолились, подали записочки, прослушали соответственно месту поучительное Евангелие, полазили по маленьким пещеркам, набрали камушки с горы Искушений, с молитвой спускаемся вниз. Спускаться так же страшно, как и подыматься.

Едем дальше. Среди пустынного пейзажа, песков и гор, показался островок с пышной растительностью. Это монастырь Герасима Иорданского. Силами братьев монастыря это пустынное место превращено в рай: во дворе много разных птиц и птичек, гуляет ручной петух, посетители любуются на рыбок в аквариуме. Батюшка отслужил молебен святому Герасиму Иорданскому, подали записки о наших близких, живых и усопших. Во дворе братия предложили нам прохладный морс из какой-то ягоды, очень вкусный, и сухарики. Это было очень своевременно, так как до этого наш путь проходил по пустынным местам по жаре, все устали и хотелось пить.

Усевшись в микроавтобус едем к Иордану.  Группы паломников из разных стран оживленно беседуя продвигались к месту Крещения Господа. Наша группа уже в белых рубашках была молчалива.  Мы тихо продвигалась к Иордану.  Священник прочитал Евангелие, пропели тропарь Крещения и только затем осторожно спустились по ступенькам в священный Иордан. С молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»  три раза окунулись с головой в священную воду Иордана.

Мокрые, в белых рубашках, счастливые, «Ангелы поют в душе», выходили на берег и умиротворенные поехали в гостиницу.

Третий день. Переезд в Галилею. Пейзаж заметно меняется. Каменные горы и скалы остаются позади. Все больше зелени. Наш путь лежит в Назарет. Проезжаем мимо долины Армагеддон – места, описанного в книге Откровения апостола Иоанна Богослова. Современный Назарет является крупным городом Северного Израиля, разукрашенный зеленью, цветами масличных, гранатовых, апельсиновых деревьев. Во времена земной жизни Господа этот город был небольшим. О нем говорили: «Из Назарета может ли быть что доброе». В нем же совершилось величайшее событие в судьбах всего человечества – начало, главизна нашего спасения. Благовестие Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, по древнему православному преданию Архангел явился к Назаретскому источнику, к которому, как все местный жительницы, ходила Пресвятая Дева за водой. В Назарете стоял домик, где жили Иосиф и Мария. Сейчас на этом месте католический храм. Греческий православный монастырь Архангела Гавриила с церковью Благовещения стоит над древним колодцем, где произошло явление Архангела Гавриила Деве Марии. Попили воды из колодца.

Едем в Кану Галилейскую, где Иисус сотворил свое первое чудо, когда пришел на свадьбу и превратил воду в вино. Чуду претворения воды в вино посвящена православная греческая церковь (в честь св. Георгия Победоносца), возобновленная Россией на средства Императорского Палестинского православного общества и освященная в октябре 1889 г. В память происшедшего на этом месте чуда Господня в храме стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня.

Едем на гору Фавор. На горе два монастыря: греческий и католический. Мы едем в греческий  —  Преображения Господня. Здесь мы прочитали акафист Преображению Господню. Набрали камешки и поехали в город Тверию. Тверия расположена на берегу Тивериадского (Галилейского) моря (озера). Озеро освящено памятью чудес, событий из земной жизни Спасителя. На его берегах протекла почти вся учительская деятельность Иисуса Христа. Здесь были высказаны им те высокие истины, которым должно следовать человечество. Здесь было совершено Им большинство чудес. Почти все Евангелие совершилось на берегу Тивериадского озера.

Четвертый день.  Утром едем в Капернаум. Здесь Иисус исцелил слугу сотника, освободил от горячки тещу Симона, выгнал нечистого духа из бесноватого в  синагоге, исцелил множество страждущих различными болезнями. Христос поселился в Капернауме и имел в нем свой дом. В этот дом принесли расслабленного и за многолюдством спустили его через крышу  в горницу, где находился Иисус, который и  исцелил его. Апостол Петр тоже жил в Капернауме, Господь бывал у него дома и исцелил его тещу. В Капернауме Господь призвал апостолов на служение.  На месте Капернаума – руины. Слова Христа «И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвернешься» — исполнились буквально.

Среди этого пустынного места располагается греческий монастырь  с прекрасным храмом Двенадцати Апостолов. Храм расписан Евангельскими сюжетами: усмирение бури, хождение по водам, чудесный улов рыбы, исцеление расслабленного, Распятие и Воскресение Христово, Страшный Суд. В дни Великих церковных праздников и по субботам в храме служится Божественная литургия, в том числе и на Церковнославянском языке. Мы попали в храм, когда литургия уже закончилась, шла панихида. Священник поминал русские имена, клирос пел на русском языке. Помолившись за своих усопших и подав записочки за своих родных и близких, погуляли по монастырю. Все красиво, все ухожено, много цветов, развесистых деревьев. Павлины, гуси, куры, уточки гуляют в хозяйственной части монастыря.  А кошки гуляют, где хотят.

Табха. Здесь произошло чудо умножения хлебов. В церкви «Умножения хлебов» на полу большой камень, предполагают, что на нем стоял Господь благословляя хлеб и рыбу, на полу выложена мозаика: две рыбки и корзинка с хлебами.

Гора блаженств – это высокий холм на берегу Галилейского моря. Мы выбрали место на холме со стороны моря, расположились удобно на ровном месте в тени деревьев и стали слушать Евангелие от Матфея,  Нагорную проповедь. И как ученики самого Господа Иисуса Христа, внимали словам, которые говорил Сам Господь. Спустились к Галилейскому морю, побродили в чистой прохладной воде, полюбовались полетом чаек и плавающими лодками. Зашли в ресторанчик на берегу озера, где нас накормили рыбой «апостола Петра», приготовлено очень вкусно.

Магдала. Родина святой равноапостольной Марии Магдалины. Мария Магдалина, получив от Господа исцеление от страшного недуга, стала верной ученицей Христа и первой благовестницей Христова Воскресения. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Спасителя и разделяя великое горе Божией Матери, присутствовала при погребении Господа. Она послужила Господу и после Его погребения, умастив Тело Его миром и ароматами. Она первая увидела воскресшего Господа и возвестила апостолам «Христос Воскрес!» От нее пошел обычай дарить на Пасху друг другу красные яйца. Она проповедовала Воскресение Христово в Риме и Эфесе. В Эфесе она преставилась и была там погребена. Подворье Русской Духовной Миссии в Магдале – замечательный уголок на берегу Галилейского моря со святыми источниками и живописным садом – поистине благодатный и дивный оазис, радушно принимающий паломников. На территории подворья из земли бьют сероводородные источники, температура воды круглый год +22, один из источников считается полезным для глаз. Наши паломники искупались во всех источниках. Особое духовное утешение помолиться в храме святой равноапостольной Марии Магдалины, где сердце невольно проникается духом Евангельской радости и красоты. Батюшка отслужил молебен, мы пропели ей тропарь, священник прочитал отрывок из Евангелия, мы подали записочки.

По дороге из Тверии в Вифлеем готовились ко причастию, так как нам предстояла ночная служба в Храме Воскресения Христова.

И к 22 часам были в Иерусалиме в Храме Воскресения Господня. У входа  одна из колонн с левой стороны имеет трещину, напоминающую глубокий шрам и на вид обожженную. Однажды накануне Пасхе турки не пропустили православных молиться в Великую Субботу у Гроба Господня, чтобы получить Благодатный Огонь. Иерусалимский православный Патриах Софроний IV со своей паствой стал возносить молитвы перед запертыми дверями храма. Внезапно раздался раскат грома, колонна треснула и из трещины стало извергаться пламя. Патриарх и окружавший его православный люд воздали славу Богу, зажгли свои свечи. Те, кто молился тогда в храме, так  и не дождались Благодатного Огня. Теперь никто не претендует на право молиться в Кувуклии. Такое исключительное право на получение огня Благодатного Огня имеет православный Иерусалимский Патриарх. Через Святые ворота входим в Храм Воскресения Христова. Священник ведет нас по лестнице вверх, мимо Камня Помазания, на Голгофу.

Остановка 10 – Часовня снятия риз. «Разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей метали жребий». Так поступили воины, ведши Господа на казнь.

 Остановка 11 – Место пригвождения ко Кресту. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону».

Остановка 12 – Голгофа. Гора Голгофа раньше была окружена холмом, из которого она выступала своей округлой вершиной, напоминающей свод черепа, лоб. На этом месте издревле проводили публичные казни. К горе примыкали с западной стороны сады, один сад принадлежал Иосифу Аримафейскому. Под горой находилась лощина, куда сбрасывали трупы и кресты распятых преступников. В эту лощину был низвергнут Крест Христов и засыпан. Место Распятия. Крест Христов стоял в углублении скалы, специально для этого выдолбленном. Сейчас на этом место стоит православный греческий Престол. Место, куда вставляли Крест Господа, обрамлено серебряной оправой, оно находится под престолом, к нему можно приложиться. Места, где стояли кресты распятых с Господом разбойников, отмечены на мраморном полу черными кругами. За престолом высится Распятие. Размеры Креста совпадают с историческими. Слева от Распятия изображение апостола и евангелиста Иоанна Богослова, справа – Пресвятой Богородицы. По обеим сторонам от  престола, под стеклом виден участок природной скалы с трещиной-щелью, которая образовалась при землетрясении в момент смерти Господа на Кресте. Под престолом над отверстием, в котором стоял Крест Христов, находится икона Господа Иисуса Христа со связанными руками. Все паломники проходят это место на коленочках, с молитвой прикладываясь к камню Голгофы.

Остановка 13 — Спускаемся по лестнице вниз к Камню Помазания – древнейшей христианской святыне. На этот камень, по преданию, положили Тело Господа Иисуса Христа после снятия со Креста, чтобы по обычаю умастить Тело традиционными благовониями. Над Камнем висят  восемь неугасимых лампад. Камень из розового известняка прямоугольной формы. Паломники с благоговением прикладывают кусочки ткани, платочки, иконочки. На стене за Камнем Помазания находятся изображения: Снятие со Креста, Помазание, Положение во Гроб. Гроб Иосифа Аримафейского был сделан в горе недалеко от Распятия. Туда, в новый гроб, было положено Тело Господа. Сама пещера, где лежало Тело Погребенного сохранилась, а гору вокруг пещеры стесали, построив часовню прямоугольной формы вокруг пещеры. Эта часовня, называемая Кувуклия состоит из двух помещений – Придел Ангела и Гробница Христа. Придел Ангела небольшое помещение, в нем можно встать во весь рост. Посреди него возвышается мраморный ларец, в нем находится часть камня, который закрывал вход во Гроб, на этом камне сидел Ангел, когда пришли Жены мироносицы. Ларец этот служит Престолом для Божественной Литургии. В следующее помещение ведет узкий низкий проход – это сама Гробница Господа Иисуса Христа – главная Святыня христиан. Она меньше, чем придел Ангела, ложе в котором лежало Тело Господа, закрыто мраморной  плитой. Напротив входа расположена икона Божией Матери с сосудом мира в руке. Божия Матерь как бы взирает на смертное ложе Своего Сына. При совершении Божественной Литургии мраморная плита служит жертвенником. Паломники с великим благоговением прикладываются ко Гробу.  Кувуклия служит главным алтарем Храма Воскресения Христова. Ежедневно в ней совершаются три Литургии: первыми служат православные с 11 часов вечера до 3 часов утра, вторыми – армяне с 3 до 6 часов утра, с 6 до 9 часов утра служат католики. Служба шла на греческом языке, греческим монахам сослужили православные священники из разных стран. «Отче наш» пропели на церковно-славянском языке. Вынесли несколько Чаш. «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся делают земной поклон и подходят к Чашам. «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!». После Литургии, рано утром возвращаемся в гостиницу. На душе тихая радость. Велико милосердие Божие!

Пятый день. В этот день было намечено  пешее паломничество по Старому Городу, по улице Via Dolorosa – дороге Скорби. Старый город окружен городскими стенами 12 метров высотой, шириной более метра и длиной 4 км. В стенах имеется 8 ворот. В северной части стены находятся Новые, Дамасские, Иродовы ворота. С западной стороны — Яффские ворота. В части стены – Мусорные, Сионские (Врата Давида). В восточной части стены находятся Гефсиманские ворота, их еще называют Львиные, Святого Стефана, врата Госпожи Марии; Золотые ворота, самые старые из ворот (их еще называют Красивые или врата Милосердия) Через Золотые ворота входа нет – они замурованы. Эти ворота олицетворяют встречу родителей Девы Марии Иоакима и Анны, когда Ангел возвестил им о рождении ребенка. Пройдя через Львиные ворота мимо латинской церкви Святой Анны подходим к евангельской Вифезде – Овчая купель. Здесь Господь совершил чудо исцеления расслабленного, 38 лет бывшего без движения, сказав ему: «Встань, возьми постель твою и ходи.» Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. На этом месте, по преданию, стояло жилище святых родителей Пресвятой Богородицы.

Вступаем на улицу Via Dolorosa – эти путем прошел Господь от крепости Антония до Голгофы, это путь земных страданий, ведущий к смерти плоти, к освобождению от рабства греха и далее – воскресению тела во славе. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок, каждая из которых отмечена часовнями или церквями. Девять остановок описаны в Евангелии, остальные относятся к Преданию и легендам. Важно, что все эти события действительно происходили здесь, в Иерусалиме. Via Dolorosa — это одновременно символический и зримый путь.

Остановка 1.  Место осуждения Иисуса Христа на смерть в крепости Антония. « Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». На этой остановке находится часовня бичевания. «Воины отвели Его внутрь двора, т.е. в Преторию, и собрали весь полк, одели Его в багряницу, и, сплетше терновый венец, возложили на Него; начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский». Двор, где находилась резиденция Пилата, считается началом Страстного Пути (сейчас это двор исламского учебного заведения).

Остановка 2. Отмечена у часовни Осуждения и Возложения Креста, принадлежащей католикам. Здесь находятся руины дома Каиафы, который на совете первосвященников сказал « Вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Над улицей нависает арка римской эпохи, она именуется Ecce Homo(« … Се Человек»). Она находится точно над местом, куда Понтий Пилат вывел Спасителя, избитого, окровавленного, в багрянице и терновом венце перед толпой, и произнес: «… Се Человек».

Греческим словом «Лифостротон» или еврейским «Гаввафа» (каменный помост) именовалось судейское возвышение. На выходе с судейского помоста находится часовня Осуждения. Территория, где располагалась Претория, принадлежит Греческой Православной Церкви. Здесь расположена церковь «Темничка». Это место было тюрьмой, в ней находится одиночная камера с каменными колодками, в которой находился Иисус.

Остановка 3 – это место первого падения Христа под крестной ношей. Фасад армянской католической часовни украшен скульптурой, изображающей падение Христа.

Остановка 4 – здесь, по преданию, Пресвятая Богородица встретила Своего Божественного Сына, страдальца за грешный мир, несущего скорбный крест позорной казни. На дорожке улицы отмечены Ее следы.

Остановка 5 – на этом месте дорога к Голгофе начинает круто подниматься,  и римские солдаты, видя, насколько изможден Иисус Христос, стали опасаться, что у Него не хватит сил дойти до места казни: « и заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его».

 Остановка 6 – место, где благочестивая Вероника отерла  своим платом пот и кровь с лица Господа. На плате святой Вероники чудодейственно запечатлелся Лик Спасителя в терновом венце. Эта святыня хранится в римской базилике святого Петра.

Остановка 7 – место второго падения Спасителя.

Остановка 8 у стен монастыря святого Харалампия, здесь видно углубление в камне. На этом месте Христос обратился к плачущим женщинам: «… дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы, неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то что с сухим будет?» Спустя через 40 лет после этих слов Иерусалим был разрушен.

Мы зашли на территорию Александровского подворья Русской Православной Церкви в двухэтажное каменное здание с храмом во имя святого Александра Невского. Нам показали остатки древней стены царя Ирода, арки римского императора Адриана, христианскую святыню-Порог Судных врат, через который шел на вольную смерть Господь Иисус Христос. По левую сторону от Судных врат в стене времен царя Ирода находится известное «игольное ушко» — узкий лаз, через который не каждый сможет пройти.

Остановка 9 – место, где Иисус упал в третий раз. Это место отмечено колонной, находящейся при входе в коптский монастырь святого Антония, который примыкает к апсиде Храма Воскресения Христова.

Следующие пять остановок находятся в Храме Гроба Господня. Остановка10 – «Снятия Риз» и остановка 11 – «Пригвождение ко Кресту» находятся в латинской часовне на Голгофе. Остановка 12 – «Смерть на Кресте» находится в греческом православном приделе на Голгофе. Остановка 13 – «Снятие со Креста». Остановка 14 – «Положение во Гроб». Эти две остановки находятся внизу прямо от Святых Врат.

Место Обретения Креста Господня находится внизу на участке древней каменоломни, в грот Обретения Креста ведут 13 ступеней. Это место принадлежит Православной Церкви. Плита с изображением мозаичного православного креста находится на месте, где был найден Крест Господа.

Шестой день. Лавра Саввы Освященного  расположена в Иудейской пустыни  к Востоку от Вифлеема на обрывах правого берега нижнего русла Кедронского потока. Дикое иссохшее ложе потока, глубоко провалившееся, подобно пропасти, между беспорядочно нагроможденными нагими и темными скалами, страшно своей безжизненностью. На этом месте в 439 году святой Савва, родоначальник палестинского монашества, основал монастырь, который потом стал Лаврой.

Сейчас это православный греческий мужской монастырь Саввы Освященного. Монастырь хранит древний иноческий устав, завещанный основателем. На территории монастыря находятся часовня преподобного Саввы, соборный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь святителя  Николая, гробница основателя лавры Саввы Освященного (его мощи увезены латинянами), гробница преподобного Иоанна Дамаскина, пещерная церковь святого Иоанна Предтечи. Сохранилась келия Иоанна Дамаскина, в которой он жил в нищете, денно-нощном труде  и скончался в глубокой старости. Здесь он занимался сочинением духовных книг и церковных песней (Октоих, Пасхальный канон).

По заповеди Саввы Освященного женщин в обитель не пускают, но они не забыты. Монахи выносят на поклонение паломницам ковчежцы с частицами мощей святых угодников данной обители, принимают записочки от паломниц и дают воды, чтобы утолить жажду.

Горненский русский православный женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Московского Патриархата расположен в районе Эйн-Карем в 4-х км к юго-западу от центра Иерусалима. Сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария поделиться радостию со своей родственницей праведной Елисаветой, материю Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Неё Спасителя. В центре селения Эйн-Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника, который источает воду и посей день. От этого источника дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю.

Первый храм был посвящен встрече Божией Матери с праведной Елисаветой и было установлено особое праздненство «Целование Мариино» или «Прихождение Божией Матери в Горный град Иудов». Согласно традиции, икону Благовещения Пресвятой Богородицы из Троицкого собора Русской Духовной Миссии перевозят к источнику Божией Матери в селении Эйн-Карем, где её уже ждут сестры обители. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход в монастырь, где у в хода в храм лежит цветочный ковер, собранный руками сестер. Установив икону в церкви, у нее ставят Игуменский жезл. В память трехмесячного пребывания в гостях у праведных Захария и Елисаветы, икона Благовещения остается в Горней на три месяца до 24 июня,  дня Рождества Иоанна Предтечи. Этот праздник является престольным праздником Горненского монастыря. На Рождество святого Иоанна икону Благовещения провожают из Горней в Троицкий собор Духовной Миссии в Иерусалим. Во время бушевавшей эпидемии холеры в Палестине сестры усердно молились Божией Матери перед Ее Казанским образом, и Божия Матерь спасла сестер.  С тех пор  главный храм обители  именуют в ее честь Казанской иконы Божией Матери.

Собор в честь Русских святых построен на самом высоком месте. Начали его строить в 1911 году, а в 1914 г. в связи с Первой Мировой войной постройку прервали. Лишь в конце 2003 г. возобновили строительные работы. 28 октября 2007года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил малое освящение Собора. А в 2012 году великое освящение собора совершил Святейший Патриарх Кирилл. На территории Горненского женского монастыря в Иерусалиме также находится пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя.

Хеврон один из стариннейших библейских городов, расположен в 30 км к югу от Иерусалима. Для христиан в Хевроне много святынь: гробницы патриархов Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки,  Иакова и Лии, которые находятся в базилике, построенной святой Еленой над пещерой Авраама (сейчас это мечеть Авраама).

Еще одна древнебиблейская святыня – Дуб Мамврийский, единственный уцелевший экземпляр от целой дубравы в долине Мамвры. У этой дубравы, сидя при входе в шатер свой, Авраам сподобился узреть и принять у себя под гостеприимным деревом Святую Троицу в образе трех странников, и услышал обетование о рождении Исаака.

Дуб очень стар и годов ему не счесть, у него почти нет листьев. Вокруг этого древнего старца насажено множество дубков, все они растут исправно, и есть даже один отпрыск дуба, который растет на небольшом расстоянии от его ствола. Место, где растет Мамврийский Дуб принадлежит Русской Духовной Миссии, здесь расположен мужской монастырь в честь Святой Троицы. Храм на территории обители посвящен Святым Праотцам. Вся территория монастыря окружена каменной стеной, территорию охраняет сторож нанятый монастырем, паломники с удовольствием покупают у сторожа желуди из Мамврийской рощи, чтобы посадить у себя дома дубок со Святой Земли.

Седьмой день посвятили знакомству со Святыми местами окрестностей Иерусалима, начали с вершины горы Елеон (Масличная гора). На самой горе Елеонской и близ нее расположены священные для христиан места: Гефсиманский сад, Гробница Богоматери, здесь на горе Господь преподал своим ученикам молитву Господню «Отче наш», отсюда же совершил торжественный вход в Иерусалим через Золотые ворота среди народных ликований, в Елеонской роще начался Его Страстной Путь  ко Кресту; с вершины Горы Елеонской вознесся к Отцу Небесному, оставив след Своей стопы.

На вершине горы расположен Спасо-Вознесенский Русский православный женский монастырь Русской Православной Церкви заграницей. В Вознесенском Соборе находятся чудотворные иконы Божией Матери, привезенные из России: Елеонская Скоропослушница и Взыскание погибших. Важнейшая монастырская святыня — это место Первого и Второго обретения Главы Иоанна Крестителя. Оно находится в часовне IV-го века и отмечено углублением в полу, выложенным мозаикой. Колокольня «Русская Свеча» — самое высокое церковное здание Иерусалима, ее высота 64 метра. У стены храма отгорожен для поклонения камень, на котором стояла Божия Матерь во время Вознесения Господа. Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870 году стараниями архимандрита Антонина (Капустина), великого труженика Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Им был построен Вознесенский храм в византийском стиле в  форме креста.

Неподалеку от монастыря находится греческая церковь мужей Галилейских, здесь апостолам явились два ангела в белых одеждах и обратились к ним: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как Вы видели Его восходящим на небо».

К западу от монастыря находится часовня Вознесения – восьмиугольное здание. Внутри ни икон, ни лампад; лишь камень, на котором отпечаталась стопа Господа, окруженный мраморной рамкой, помещается в центре молельни. Часовня принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход и позволяют православным совершать здесь богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения Господня.

 Спускаемся к храму святой Равноапостольной Марии Магдалины. Он принадлежит женскому Гефсиманскому монастырю Вифанской общины Русской Православной Церкви заграницей. Храм Марии Магдалины, наверное, самый красивый храм в Иерусалиме, он напоминает нам Русь и храм Василия Блаженного в Москве в миниатюре. Его видно издалека, он всегда сияет своими пятью  золотыми куполами и шестым куполом на колокольне. Внутреннее устройство храма тоже очень красивое. Иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, врата Царские, северные и южные – тонкой художественной работы русских художников. Стены расписаны евангельскими сюжетами: «Моление о Чаше», «Благовестие Ангела Женам-мироносицам о Воскресении Господа», на алтарной арке находится известное изображение –«Мария Магдалина перед римским императором Тиверием». Церковь святой Марии Магдалины утроена русским царем Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны. Колокольня небольшая, колокола отлиты в России и музыкально настроены. Сад, в котором расположен монастырь, трудами сестер по истине райский.   В храме находятся мощи предобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны, ее рака расположена справа от Царских врат, мощи ее келейницы инокини Варвары расположены слева. Наш священник отслужил молебен преподобномученицам и помазал нас маслом из лампады над ракой Великой княгини Елисаветы Федоровны. В храме находится икона Святой Марии Магдалины с частицей ее мощей, есть икона преподобных Старцев Оптинских и ковчег с частицами их мощей. Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия передана в Гефсиманский монастырь митрополитом Гор Ливанских Илией.  На территории монастыря находится пещерная часовня во имя Страстей Господних. Часовня устроена в память пребывания в Гефсиманском саду апостолов Петра, Иакова и Иоанна в момент молитвы Иисуса перед арестом, расположена в гроте.

Гробница Божией Матери, где по Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Гробница находится у подножия Елеонской горы. Над Гробницей построена пещерная церковь Божией Матери. Храм находится в собственности греко- православного патриархата. Армянская церковь также имеет права на его использование. При входе в двери храма сразу попадаем на лестницу из древних ступеней, которые довольно круто ведут вниз. Храм находится под землей. Примерно на середине лестницы устроены два предела в честь святого Иосифа Обручника (слева) и в честь святых Иоакима и Анны справа. По преданию, эта гробница была семейной. Спускаемся ниже и направо, видим небольшую подземную церковь, которая имеет форму креста с двумя входами. В ней расположена небольшая часовня с гробом Пресвятой Богородицы. Погребальное ложе Божией Матери, покрытое мраморной плитой, находится у восточной стены часовни. Оно почти такой длины и ширины, как погребальное ложе Спасителя, только выше. Это ложе во время богослужений служит престолом для православных и армян. Мы встаем на колени, чтобы приложиться к погребальному ложу Пресвятой Богородицы.  Пресвятая Богородица, спаси нас! Выйдя из часовни, видим в каменном киоте чудотворную и очень почитаемую Иерусалимскую икону Божией Матери русского письма. Старец Паисий Святогорец говорил, что эта икона более всего имеет портретное сходство Богородицы. Все паломники прославляют Божию Матерь песнопениями к ней. Мы тоже пропели «Царице моя Преблагая», приложились к иконе и идем к выходу.

Католическая церковь Всех наций находится в Гефсиманском саду, недалеко от гробницы Божией Матери. Она стоит на месте, где Иисус Христос молился перед взятием Его под стражу. В Гефсиманском саду сохранилось не более 10 древних олив — ровесников евангельских событий.

Гора Сион. Сионская горница находилась на горе Сион недалеко от дома первосвященника Каиафы. В горнице две часовни, расположенные одна над другой. Собственно Горницей является верхняя. Он средневековых строений сохранились несколько колонн и свод с изображением Пасхального агнца. «Настал день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую  устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им и приготовили пасху». Здесь, в Сионской горнице впервые совершилось таинство Евхаристии. Здесь же апостолы оплакивали смерть Иисуса Христа. Здесь Он явился им после Своего Воскресения. Здесь вместо предателя Иуды в число 12 апостолов был избран апостол Матфей. В Горнице апостолы пребывали в день Пятидесятницы, и здесь же, вероятно, состоялось избрание семи диаконов.

Восьмой день. Вифлеем. Храм Рождества Христова расположен на большой, вымощенной камнем площадью.  Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь, которая называется «Врата смирения» — чтобы войти, надо низко наклониться. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.). 

Пещера Рождества находится под амвоном Базилики Рождества Христова. Подземный храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Паломники спускаются к месту рождения Господа, поклонившись иконе Вифлиемской Божией Матери.

 Удивительна история создания образа. Родиной его является Россия. Икона имеет очень необычную ризу — она сделана из платья великой княгини Елизаветы, которая затем была признана великомученицей. Изготовили Вифлеемскую икону Божьей Матери по заказу императорской семьи в качестве подарка для Базилики Рождества. Здесь произошло чудо — княгиня исцелилась от тяжкой болезни, совершив паломничество. Основная особенность композиции в том, что на устах Пречистой Девы сияет улыбка. Очень необычный образ, особенно для русских авторов.

  • Младенец сидит на левой руке Богородицы, правой она указывает на него.
  • Левая рука Христа лежит на державе — это символ Его власти.
  • Икона украшена ризой, которая закрывает практически всю композицию.
  • Лицо Пречистой наполнено нежным сиянием, глаза веселые.

Спустившись в пещеру,  справа видим  нишу, это место рождения Христа. Оно отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол, с 14 лучами и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над этой звездой висят 16 лампад. На стене ниши размещены небольшие православные иконы. Слева от входа расположен придел яслей – это единственная часть придела, которая находится в ведении католиков. Приложившись к звезде, выходим через другой выход в католическую часть храма.

Величайшей памятью величайшего события всех веков – Рождества Христова – является в древнем Вифлееме Его храм, где находится неизреченная святыня-  вертеп Рождества Господа нашего Иисуса Христа…

Полные незабываемых впечатлений, поблагодарив Господа за возможность побывать на Святой Земле, спешим на самолет, чтобы поделиться своей радостью со своими сестрами.