Неделя о самаряныне

Сегодня, в воскресение вспоминается Евангельское событие, повествующее о том, как Христос пришел к источнику, называемому Иаковлевым, на земле, завещанной Иаковом сыну своему Иосифу. Там, у этого источника Христос встретил женщину самарянку. Сегодняшнее воскресение так и называется – Неделя о самаряны́не.

Многие из нас слышали это Евангелие уже не раз. Событие это произошло в самом начале проповеди Иисуса Христа. Вот Он призывает первых своих учеников, вот изгоняет торгующих из храма, вот приходит к Нему будущий тайный Его ученик Никодим и Христос беседует с ним, вот Иоанн Креститель заключен в темницу, вот Иисус с учениками возвращается из Иудеи в Галилею. Путь Его лежит через Самарию и здесь у Иосифова источника и происходит эта встреча.

Был вечер, ученики Христа отправились в город за пищей, а Сам Господь присел отдохнуть у колодца. И вот женщина самарянка подходит к колодцу, чтобы набрать воды, а рядом с колодцем сидит Иисус Христос. Он обращается к ней и говорит: «Дала бы ты мне воды напиться». Были у самарян обычаи каждому, кто попросит воды, давать воду, но здесь происходит иное. Она отвечает Ему так, как была, видимо, научена. Вспоминая о враждебном отношении израильтян к самарянами, она говорит с укором: «Как ты просишь у меня пить, я ведь самарянка?», то есть она намекает на то, что, когда тебе нужна вода, уже и у самарянки можно попросить, а в других случаях с нами вы и говорить не хотите. Но Господь отвечает ей словами, которые заставляют её задуматься. Он говорит: «Если бы ты знала, кто с тобой говорит, ты бы у Меня просила воду, но не простую, а воду вечной жизни». Здесь открывается душа самарянки, она спрашивает: «Тебе и почерпнуть нечем,… откуда у тебя вода живая?» (Ин.4:11) Господь продолжает говорить ей, что это не простая вода, не та, которую ты черпаешь из этого источника и хвалишься тем, что его выкопал сам Иаков. Выпив этой воды человек, через время опять будет жаждать, а если будет пить воду, которую Я даю, не будет человек жаждать вовек чего-то иного, это вода вечной жизни. Самарянка подумала и говорит: «Мне бы хотелось такой воды, чтобы не ходить сюда к источнику». Ходить туда было действительно трудно, но, главное, что она еще так и не понимает, о чем толкует ей Христос. Тогда Господь говорит: «Иди и приведи сюда своего мужа». И она отвечает: «Нет у меня мужа». На что Господь её говорит: «Правду ты сказала. Ибо было у тебя пять мужей и тот, с которым ты сейчас живешь, не муж тебе».

Прошло уже много веков, но и сейчас ищут именно такого обличения, думая, что таким образом они узнают некую истину. Люди ездят по монастырям, ходят по старцам, чтобы те их обличили, чтобы сказали об их прошлом. Для таких людей это является отголоском чуда и укреплением их веры. Поговорили с одним старцем, потом забыли, пошли другого искать, и зачастую эти походы предпринимаются, может, с неосознанной целью пощекотать свою душу. Чтобы что-то вспомнить, может лишний раз себя укорить, но в тоже время укрепиться в мысли, что Господь есть и я выбрал правильный путь. Но, здесь, в этой Евангельской истории, мы видим нечто другое. Самарянку её прошлое не интересует, она его и так знает, но она вдруг понимает, что перед ней не простой сидит человек, а как минимум пророк. Она не задает Ему вопросов такого рода: «выйти ли мне замуж еще раз?», или «как мне жить дальше?», или «будет ли война?». Она не интересуется будущим ни своим, ни происходящих событий. Она задает вопрос о том, что её действительно беспокоит, и что является для неё самым важным. Она спрашивает: «Где нужно поклоняться Богу, здесь у нас на горе, как это делали наши отцы или в Иерусалиме, как говорят иудеи?» Почему этот вопрос для неё важен? Она в жизни испытала очень много и для неё важным оказывается – жить с Богом, ей хочется Богу угодить, она понимает, что в жизни уже многое-многое совершено не так. И вот она задает вопрос о Богопоклонении, о нахождении Бога, о том, как ей найти Господа Бога. И Господь отвечает ей, что приходит время, когда Богу будут покланяться в духе и истине и на каждом месте владычества Его. И вот тогда она бросает своей водонос, а водоносы были дорогой вещью, и бежит в селение, чтобы там сказать, с Кем она говорила, ибо Господь Сам открылся ей и сказал, что ожидаемый Мессия – это Тот, Который говорит с ней.

И она бежит и всем сообщает эту весть – Христос пришел, Христос явился. Для неё теперь это самое важное, что Христос, Мессия явился к ней. Впоследствии самарянка вместе с апостолами сподобляется великой благодати стать проповедницей имени Христова. Она уже не просто самарянка, пришедшая набрать воды, уже и водонос брошен, и все вопросы для неё разрешены, потому, что Христос пришел. Она бежит в город и рассказывает там о Христе, и вот уже люди бегут и беседуют со Христом и потом говорят: «Да, мы не потому, что ты сказала, а потому, что слышали сами, веруем, что Он истинно Христос».

И это самое важное для нас в сегодняшнем Евангелии – призвание человека, его обращение и проповедь. Ведь все мы призваны к Господу Богу тем или иным путем. И здесь собраемся мы не случайно, а потому, что призвал нас Господь и сегодня, и каждую Литургию мы снова и снова сопереживаем страстям Господним, и снова радуемся воскресению Его. И мы должны что-то унести в своем сердце, чтобы в том мире исповедовать себя христианами. Мы не будем бегать по городу или селу и кричать, что мы узнали, нет. Но важно, чтобы мы имели ответ, когда нас спросят, почему мы собираемся здесь и почему называем себя христианами?

Мы напитавшись живой водой, должны эту воду наливать и ближнему своему, рассказывая или наставляя его, помогая ему, и если мы не знаем каких-то богословских истин – это не самое важное, самое важное, это то, что мы можем ему подарить, а мы можем подарить любовь и заботу. Пусть увидят в нас, что мы ученики Христовы, которые могут заботиться друг о друге, которые Христа ради могут помочь. Это и есть главное. И нам не важно, открыли ли нам прошлое или будущее, нам важно, что открыли нам самое главное – Господа нашего Иисуса Христа.

И вот здесь, в Евангелии, описан уникальный случай, когда Господь сам называет себя Мессией. Он говорит: это Я, Который говорю с тобою. И женщина спрашивает о другом – о догматах веры, как и где покланяться Богу, как Ему молиться, как обращаться. И это настолько важно для неё, что она оставляет все другие вопросы и спрашивает только об этом: как молиться Богу, чтобы угодить Ему. И когда Господь ей объясняет, то в тот момент, когда они беседуют, происходит рождение Нового Завета, когда богомольцы будут молиться Богу в духе и истине.

 В этом небольшом диалоге Господа и самарянки для нас очень важно понимать, что если мы стремимся к стяжанию благодати Божией, что есть целью православной жизни, то необходимо искоренить грех, очистить своё сердце. И если мы будем желать это, то нам необходима и искренность и честность в отношении с Богом.