Проповедь в неделю седьмую по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора

 

Архимандрит Клеопа (Илие)

 

Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино!

(1 Ин. 5, 7)

 

Сегодня, в Неделю седьмую по Святой Пасхе, Православная Церковь празднует Первый Вселенский Собор христианского мира, состоявшийся в 325 году в городе Никее, чтобы осудить ересь, то есть ошибочное, еретическое учение, Ария. Собор был организован по просьбе тогдашних святых отцов святым царем Константином, первым в мире христианским царем (306–337), и матерью его Еленой.

 

Почему состоялся I Вселенский Собор? Какая причина заставила святых отцов собраться вместе и защитить правую веру? Причиной было появление крупного еретика, а именно Ария, учившего христиан новой вере: якобы Сын Божий не единосущен Отцу и «было такое время, когда Сына не было». Он называл Иисуса Христа «высшей тварью», «первой из тварей».

 

Этот еретик был священником из Александрии Египетской, очень гордым и непокорным, однако хорошим проповедником, и жил он в III–IV веках. Его ересь за несколько лет распространилась так сильно, что стала разрывать Церковь надвое и угрожала разойтись по всей Римской империи, восточной и западной.

 

Святые отцы, не в силах более терпеть хулы, возводимые Арием на Спасителя и Пресвятую Троицу, стали просить помощи у благочестивого царя Константина Великого, чтобы он своей царской властью помог успокоить Церковь Христову и осудить богохульные учения Ария и его приверженцев. Вдохновляемый Духом Святым, великий христианский царь решил организовать Первый Вселенский Собор в Никее в 325 году за счет средств империи, куда были приглашены все крупные иерархи христианской Церкви с Востока и Запада. Так, в нем приняли участие 318 святых отцов, к которым добавилась делегация папы Римского Сильвестра I, ведь до 1054 года христианская Церковь была единой, еще не разделенной на две — Православную Восточную и Римо-католическую Западную. Поэтому и Соборы, бывшие до разделения Церкви, называются Вселенскими, то есть общими, поскольку в них участвовали и иерархи со стороны Римской Церкви.

 

Никейский Собор был открыт самими царями Константином и Еленой и продолжался все лето. В ходе Собора, на котором присутствовали также еретик Арий и иже с ним, святые отцы много трудились, чтобы обратить еретиков в Православие, однако те не хотели их слушать. Более того, случилось так, что в ходе дискуссий святитель Николай дал пощечину Арию, ибо не смог терпеть его богохульств. Тогда святой Константин Великий повелел, чтобы у него отняли омофор и Евангелие и бросили в темницу за то, что он дерзнул поднять руку. Однако ночью ему явился в темнице Спаситель и снова вручил Евангелие, а Матерь Божия возложила на грудь омофор. Утром царь, услышав об этом, привел святого Николая на Собор, и все испрашивали у него прощения, видя его ревность о вере и терпение.

 

Также святитель Спиридон, желая просветить Ария в том, что касается тайны Пресвятой Троицы и того, что все Три Лица единосущны и равночестны, взял обожженный кирпич и, сотворив знамение святого креста, сжал его, и тогда огонь, обжигавший его, взметнулся ввысь, вода пролилась на землю, а глина осталась у него в руках. Кирпич был символом Пресвятой Троицы: огонь олицетворял Отца, глина — Сына воплощенного, а вода — Духа Святого, Утешителя, посланного в мир.

 

На Соборе 318 святых отцов предали анафеме еретика Ария и его богохульные учения. Отцы установили догмат о том, что Три Лица Пресвятой Троицы — Отец, Сын и Дух Святой — единосущны и нераздельны. На этом же Соборе была составлена первая часть Символа веры, первые семь его членов, об Отце и Сыне. Последние пять членов, о Святом Духе, были составлены на II Вселенском Соборе в 381 году. Символ веры в кратком виде содержит догматы православной веры, и он каждый день читается в храмах и домах христиан, как исповедание правой веры апостольской.

 

Хотя Арий и был отправлен в ссылку в места, лежащие к югу от Дуная, он не захотел покориться Церкви, и более того — всё старался посеять среди христиан свое богохульное учение. Поэтому был сурово наказан Богом, так что внутренности его вывалились, и он умер лютой смертью, к своему вечному осуждению в геенне адовой.

 

Мы же будем оставаться верными Евангелию Христову и Православной Церкви, чадами которой являемся и с благоговением и правой верой прославим Отца, Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Аминь.

 

Архимандрит Клеопа (Илие)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова