Священномученик Ефрем Селенгинский — сын земли Забайкальской.

Священномученик Ефрем Селенгинский (в миру Епифаний Андреевич Кузнецов) родился 23 мая в 1875 г. в селе Красноярово Нерчинско-Заводского уезда (ныне Александро-Заводский район) Забайкальской области в казачьей семье.

После обучения в сельском училище, Епифаний во время богослужений читал и пел в приходском храме, в остальное время трудился пастухом. Затем благодаря ходатайству Преосвященнейшего Вениамина (Благо-нравова), викария Селенгинского, он закончил Нерчинское духовное училище и Иркутскую духовную семинарию.

В 1896 г. после окончания семинарии он повенчался с Марией Васильевной Сокольцевой и в том же году 2 августа его рукоположили во диакона, а 4 августа — в сан священника, с правом служения в Покровской церкви села Кокуй-2 Нерчинско-Заводского уезда Забайкальской епархии.

После того как в 1898 году у него умирает жена, владыка Ефрем, по совету Преосвященнейшего Евсевия, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского поступает в Казанскую Духовную Академию на миссионерское отделение. И в 1903 г. заканчивает с отличием академию со степенью кандидата богословия.

Впоследствии владыка Ефрем напишет: «Духовная академия вложила в сердце мое любовь к благовестническому служению и дала потребные для сего знания, с которыми я явился сюда, в родной Забайкальский край и стал под опытную руку архипастыря-миссионера Преосвященнейшего владыки Мефодия». С этого времени начались его труды в составе Забайкальской Духовной Миссии, а затем протоиерея Епифания назначают начальником Забайкальской Духовной миссии.

В эти годы он написал историю миссионерства в Забайкалье: «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.) и очерк «Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию Христианства и общеевропейской культуры».

В 1909 году он принимает постриг с именем Ефрем и его возводят в сан архимандрита.

За это время архимандрит Ефрем сделал очень много для просвещения инородцев (бурят, корейцев и др.). Его трудами за короткий срок в Чите было построено Миссионерское училище с общежитием для студентов и домовым храмом в честь свт. Иннокентия Иркутского.

На этом поприще он раскрывается не только прекрасный миссионер, но и выдающийся проповедник и организатор. Его стараниями благоукрашается Иргенский Миссионерский стан, где в 1913 году на праздновании Девятой пятницы по Пасхе участвовало уже до 10 000 человек.

По благословению Преосвященнейшего Иоанна, епископа Забайкальского и Нерчинского он собирает ведения о чудотворных иконах и святынях Забайкалья, описывает каждую святыню на страницах «Забай-кальских Епархиальный ведомостей», пишет очерк «Об изнесении из церквей особо чтимых святых икон» и книгу «Иргень– место святое». Сегодня она является для нас практически единственным источником сведений о почитании Иргени.

В 1908 году он становится председателем Забайкальского отдела «Союза Архангела Михаила», целью которого была поддержка царя и монархии. Именно его монархические и патриотические взгляды, а также активная деятельность, вызвали неприязнь и гонения не только со стороны революционных сил, но и либерально настроенного духовенства.

20 ноября 1916 года в кафедральном соборе Александра Невского состоялась хиротония архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, викария Забайкальского. Для участия в хиротонии в кафедральный город Читу прибыли архиепископ Владивостокский Евсевий, бывший ректор архимандрита Ефрема по семинарии, со своим викарным епископом Никольск-Уссурийским Павлом, архиепископ Иркутский Иоанн, с викарием епископом Киренским Зосимой, епископ Приамурский и Благовещенский Евгений, епископ Енисейский и Красноярский Никон, и ректор Иркутской семинарии архимандрит Софроний.

Протодьякон Прокопий Макавеев впоследствии писал: «Говорить ли о том, что народ не мог вместиться в собор? Торжество было небывалое, — подлинно лебединая песнь Православной Церкви и русского Православного государства.

Когда по окончании литургии Преосвященнейший владыка Мелетий вручил архипастырский жезл своему викарию, в этот торжественный момент, многие из молящихся плакали от радости и величия момента.

Преосвященный Ефрем, забайкалец по рождению, пользовался огромным уважением и любовью всего населения города и области. Количество поздравляющих было огромно».

В 1917-1918 годах он принимает участие в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В связи с трагическими события 1917 года начались открытые гонения на владыку Ефрема со стороны новой власти, дважды его выдворяли за пределы области, и отправляли ему вслед телеграммы , чтобы он в целях своей безопасности не возвращался, по этому поводу проводились даже экстренные заседания Забайкальского Областного Комитета Общественной безопасности. На протяжении двух лет шло преследование владыки на страницах газет.

2 июня 1918 года Преосвященнейшего Ефрема арестовали в Москве на квартире у священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, и заключили вместе с ним в Бутырскую тюрьму. Епископ Ефрем был расстрелян в 1918 году.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Ефрем был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.