Святая обитель

Испокон веков монастыри являлись несокрушимой опорой и твердыней Церкви. Эти источники питали и увлажняли иссохшие пустыни духа, давали спасительную влагу душам жаждущим. В монастыри стремились люди, ища покоя и утешения, желая вдохнуть «кислорода вечности», оставив все мирское и суетное, очистить душу молитвой и покаянием. Зародившись  в XVIIIвеке на Забайкальской земле, монашество расцвело здесь в веке XIX. В начале XX века пережило спад и последующие гонения, и казалось, было вовсе уничтожено. 80 лет забвения,  и вдруг – вновь… «Церковь – сердце мира, а монастырь – сердце Церкви». Следуя этой древней мудрой мысли, по прибытии на Забайкальскую кафедру епископ Читинский и Забайкальский Евстафий первым делом принял решение о возрождении здесь монашества. 17 июня 2001 года, в день Всех святых, в земле Русской просиявших, в 20 км от Читы, на окраине поселка Атамановка на месте заброшенных совхозных полей было освящено место под строительство женской обители в честь всех русских святых. В основание монастыря были положены частица мощей преподобного Сергия Радонежского и преподобных жен Дивеевских – Александры, Марфы и Елены – духовных чад преподобного Серафима Саровского. Так зарождающаяся обитель была поручена покровительству двух великих святых: игумена земли Русской и ее духовника, как порой именуют прп. Сергия и прп. Серафима. Решающим моментом в выборе места для монастыря стал крест, незадолго до того воздвигнутый казаками в память о забайкальских казаках-первопроходцах на горе у слияния рек Ингоды и Никишихи. Увидев, сей крест, Преосвященнейший Евстафий утвердился в намерении поставить монастырь именно здесь. Так будущая обитель, взирая на крест, возрастала и благоукрашалась. В 2002 году в первый престольный праздник обители в строящемся храме была совершена первая Божественная Литургия. Год спустя, в день Всех святых, в земле Русской просиявших, состоялось великое освящение монастырского храма. Неустанным попечением архиепископа Евстафия, помощью и усердием благодетелей, трудами и молитвами сестер в течение 10 лет было возведено здание домового храма с трапезной, библиотекой и сестринскими кельями, а также дом для паломников и мастерские, колокольня, архиерейский дом, хозяйственные постройки, выкопан пруд, выполнено благоустройство территории. В 2013 году перед монастырским храмом поставлен поклонный крест под сенью с частицей Древа Креста Господня. Мир существует благодаря молитве монахов, - говорили древние. И сегодня Господь не оскудел Своею милостью, и духовная «вечная мерзлота» забайкальской земли начинает оттаивать, и приходят в обитель ищущие «вышнего звания», жития равноангельного, принося к подножию Креста свою молодость, таланты, способности и перспективы, на мирском языке именуемые счастьем. И Господь в ответ на эту жертву  изливает Свою благодать на обитель, на место сие и на всю землю нашу. Сегодня в монастыре 18 насельниц: 6 монахинь, 6 инокинь и 6 послушниц.  Настоятельницей с 2010 года является игумения Ольга (Василькова). Ежедневно вокруг обитель совершается крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, в котором участвуют не только сестры и паломники, но и окрестные жители. В монастыре есть Распятие с частицей древа Животворящего Креста Господня, иконы с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, святителя Иоанна Тобольского, святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Варлаама Чикойского, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, преподобномученицы Рафаилы, праведного Симеона Верхотурского. А также Владимирская икона Божией Матери, подаренная обители Святейшим Патриархом Кириллом в его бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, память о посещении монастыря 24 сентября 2004 года и старинная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы – благословение архиепископа Евстафия. Престольный праздник обители (2-е воскресенье после Троицы) собирает уже около 700 человек. Божественная Литургия, возглавляемая Владыкой, и крестный  ход традиционно  завершаются общей праздничной трапезой. Практически с самого основания монастыря действует иконописная мастерская, где сестры пишут и реставрируют иконы. Украшение храмов цветами в дни великих праздников стало доброй традицией и любимым послушанием сестер. В монастырской просфорне выпекаются просфоры для храмов города и области. В швейной мастерской шьют облачения для храмов и духовенства. Испокон веков монашествующие гармонично сочетали возделывание нивы своей души с возделыванием земли. И преуспевали и в том, и другом.  В обители обширное хозяйство: огород, сад, теплицы, коровы, куры, пруд, цветники. Все труды сопровождаются молитвой и совершаются ради Бога, для спасения души, и Господь посылает свою милость и благословение: выращенного урожая хватает не только для насельниц, но и для приходящих в обитель богомольцев. Возведенный в короткие сроки, монастырь стал явным знаком  возрождения некогда зародившегося, а потом, казалось бы, безнадежно угасшего монашества на забайкальской земле. Возделывая свою душу, участвуя в церковных таинствах, сестры молятся не только о своем спасении – о мире всего мира. И Господь посылает свою милость просящим – люди обретают истинный смысл жизни, понимают необходимость исполнения заповедей Христовых, счастье от общения с Богом, утешение в скорбях, понимание их причин. Незримым светом согревает обитель души всех приходящих, незримо совершается проповедь, незримо борются и возрастают души. Но зрим покров всех русских святых, молящихся за Русь и помогающих всем, в ней живущим.