Не помолимся фарисейски, братие…

Мытарь и фарисей   Каждый год за 3 недели до Великого поста слышим  мы благодатную притчу Господа нашего Иисуса Христа, научающую нас тому, как надо молиться Богу и как не надо молиться Ему. Великий пост – это достаточно длинный период,  длящийся сорок дней, во время которого верующие налагают  на себя определенные ограничения, поэтому Православная Церковь большое значение придает подготовке к Великому Посту. Первая неделя подготовительная – о мытаре и фарисее. Накануне на всенощном бдении поется «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», а на Божественной Литургии  читается отрывок из Евангелия о мытаре и фарисее. Для тех, кто уверен в собственной праведности и уничижает остальных,  Господь сказал такую притчу: Два человека вошли в храм помолиться, один – фарисей, а другой мытарь… Фарисей- это человек, хорошо знающий Священное Писание и законы духовной жизни, хотя и не всегда исполняющий их. Мытарь – человек не очень образованный в вопросах в вопросах веры и к тому же весьма грешный: мытарями у евреев назывались люди, собиравшие подати (налоги), и они часто злоупотребляли своим положением, присваивая себе часть собранных денег. Войдя в храм, фарисей и мытарь вели себя по-разному. Фарисей подошел к самому алтарю и обратился к Богу со словами: « Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю (Лк.18;11) А мытарь в это время, не осмелившись подойти близко к алтарю и даже боясь поднять глаза на небо, к Богу, покаянно бил себя в грудь и молился : «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк.18;14) Такую притчу рассказал Господь Иисус Христос фарисеям, уверенным в своей праведности и уничижавших других  людей, которых почитали грешными, в отличие от себя. Господь говорит им в завершение притчи: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18;14) «Сей» - говорит Он о мытаре, «тот» - о фарисее. Каждый из нас, кто будет мысленно превозносить себя перед Богом и перед другими людьми, в очах Божиих подобен фарисею. Правда Божия не на его стороне. Но если мы как мытарь сознаем свою греховность, то есть ничтожность перед Богом, тогда Господь принимает нашу молитву, оправдывает нас, и мы уходим из храма домой возвысившимися, то есть измененными. Покаяние в своей греховности перед Богом – это и есть изменение с худшего на лучшее, как свидетельствует опыт церковной  жизни и само значение слова «покаяние» (метаноия) на греческом языке. Такое изменение состоит в том, что человек, сердечно кающийся в собственных грехах и страстях, как мытарь в притче, благодатию Божией постепенно просветляется, а значит начинает видеть в себе множество других недостатков, о которых снова благоговейно сокрушается перед Богом, и Господь в свою очередь слыша такую покаянную молитву, помогает человеку преодолевать и эти грехи. Так человек в силу своего усердия меняется, все более и более приближаясь к нравственному и духовному совершенству, завещанному нам свыше. Нужно подражать смиренному и кающемуся мытарю, а не возгордившемуся фарисею. Нужно воздерживаться от хвастовства теми добрыми делами, которые совершаем. Как истинные христиане нужно творить их не ради своей славы, а во славу Божию. И тогда Господь Сам возвысит непременно нас тем, что подаст нам верное восприятие окружающего мира, правильные ответы на тревожащие нас насущные вопросы, укрепит наши силы, чтобы мы могли противостоять соблазнам сего мира и жить достойно звания православного человека. Нужно всегда помнить и другие слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9;13) Об этом нужно помнить, готовясь вскоре вступить на поприще Великого Поста, благодатное время в котором мы можем услышать призыв Христа, сугубо покаяться и приложить усилие для изменения своего ума, а главное – своего сердца.