В поисках себя, мира и утешения

  В поисках себя, мира и утешения   Около двух тысяч человек посетили нашу молодую обитель в прошедшем году: взрослые и дети, студенты, военные, дипломаты, китайцы даже, чтобы поклониться святыням монастыря, принять участие в престольном празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, на экскурсиях - желая получить ответ: что же такое монастырь и монашество. «Почему в пустыню к подвижникам испокон века идет мир за советом и руководством?» Столетие назад над этим, актуальным и в наше время вопросом размышлял протоирей Иоанн Восторгов, прославленный ныне в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Тысячелетний опыт монашества привлекает мирян и убеждает их, что есть в человеке дух, что плоть в нем далеко не все, что ее можно и должно подчинять и покорить духу и его вечным задачам. Здесь истинная любовь к жизни, соединенная с желанием всепокоряющим и всеобъемлющим, - сделать жизнь свободною от греха. Здесь естественным  является пост; естественною является продолжительная молитва, усердная, покаянная молитва за мир во зле лежащий, - во спасение его, молитва, как глубокая потребность верующего сердца, ищущего богообщения и в богообщении - крепости и силы противу греха и противу врага спасения. Здесь естественным становится отречение от своей воли, ибо она, слишком удобопреклонна ко греху; в ее свободе, не уравновешенной сознанием воли Божией, открылась некогда в саду Эдема, на заре истории человечества, причина изначального нашего падения. Отсюда и монашеское послушание Богу, Церкви и данным от Церкви руководителям - главная добродетель иночества. Естественным становится в монашестве и отречение от похотей плоти, борьба с ними, ибо в похоти плоти некогда Ева нашла первый повод ко греху. Естественным и необходимым является, наконец, это глубокое смирение с одной стороны, и страшная боязнь гордыни, с другой, - что видится у каждого доброго монаха: ибо, не в гордыне ли начало греха, не гордыня ли является самым опасным советником для человека? Здесь пример молитвы, молитвы неустанной, бодрой и не унывающей, высокой и одухотворенной, дающей  приближение к Богу, очищение от грехов, отраду сердца, радость души в страданиях, бодрость и веру, осмысленное существование. Здесь, любовь к человеческой  природе, соединенная с желанием видеть природу человека в ее первозданной от Бога дарованной красе. Да, в монашестве много  радости, которая передает особый душевный покой. Монастыри - это запасные водоемы живой воды: они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим. Каждый день медным гласом колоколов возвещают они осуетившимся людям что есть Бог, небо, дух, молитва, подвиг, Божии заповеди, смерть, суд, ад и рай. С чувством радости, мира и покоя, поклонившись кресту с частицей Животворящего Древа Христова, покидают обитель  паломники в надежде прийти сюда еще и еще раз.