Прощеное воскресенье

  96-97_1   «В прощении обид другим состоит истинное познание Бога. Заповедь о прощении ближних есть мать всех заповедей» - преп. Марк Подвижник. Прощение просить сложно, простить бывает ещё труднее. Это тоже невидимый бой, бой со злом, гнездящимся внутри нас. Прощение – это маленькая, но значительная победа над неприятелем- самолюбием, гордостью, самостью. В святом Евангелии апостол Петр спрашивал Господа «сколько раз нужно прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Иисус же ответил ему: «до семижды семидесяти» – то есть всегда. И святые отцы говорят: «норма отношений к нашим близким – прощать без конца – т.к. мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. А чтобы прощать, нужно осознавать и свою греховность, несовершенность; чтобы, видя свои грехи, не осуждать других. По советам св. отцов: не надо заниматься выяснением отношений. В спорах виноваты всегда обе стороны. Выяснение отношений – безполезное занятие, т.к. только усугубляет обиды. Для искреннего примирения нужно в простоте сердца попросить прощения. Где нет прощения, там нет и любви! А для этого нужно осознать свою вину и заставить себя (самолюбивое свое сердце) смириться. Молись в сердце своем Господу о помощи в примирении. Тогда все, что разделяло и мучило, исчезнет и станет легко. Прощение – этосильнейшее врачевство. «Ожесточение сердца подобно железным вратам. Оно не впустит в сердце наше божественного дара» – святитель Игнатий Брянчанинов. «Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощения у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.» - архимандр. Иоанн Крестьянкин. «…что делать если у кого-нибудь не хватает сил попросить прощения у того, кого он считает виновным пред собою (а не самого себя). На это прежде всего нужно сказать словамиСамого Господа «Невозможное для человека – возможно Богу!». Решись попросить прощения, а уж прочее сделает сам Господь. Поэтому не говори:  это дело непосильное мне! Это – неправда: Бог поможет!» - митр. Вениамин Федченков. «Ты постишся? Умилостиви того, кого обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому  не питай ненависти» – святитель Иоанн Златоуст. «Если ты человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой … Бог не примет тебя.» - преп. Ефрем Сирин. «…и чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого Поста послужил мощным стимулом внезапно разрушившим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку» – еп. Диоклейский Каллист. Христиане кроме просьб о прощении в Прощеное воскресение стараются примириться с врагами. В храмах совершается особый чин прощения. Вечером аналои в храме уже в черном облачении. А в середине службы  и священник облачается в черное. Начинается весна постная, духовная. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов, которые Великий пост проводили удаляясь друг от друга (для большего подвига!) в пустыню и многие уже не возвращались (погибая там от диких зверей или от других обстоятельств). Поэтому просили прощения они друг у друга с учетом того, что могут больше не увидеться. А на Пасху возвращались к общежительному житию. Для того и существовал чин прощения – чтобы  быть прощенными и примиренными со всеми, а значит и с Самим Богом. На Руси для смирения  в этот день (а настоящие христиане - всегда) старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. Государи у своих подданных. Цари с этой целью объезжали войска, посещали монастыри. «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату твоему перейди к искренно мирным, - все тут. Прощеный день – какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом… » - святитель Феофан Затворник. Прощеное воскресение – это первый шаг на пути к Великому посту, к христианской жизни. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».