Звонко гудит колокол, пляшут колокольцы… 2 мая состоялся Пасхальный мастер-класс колокольного звона.

 

Колокола

 

Колокольный звон – это совершенно уникальная музыка. Вряд ли найдутся люди, абсолютно равнодушные к ней. В России колокольная музыка существует не одно столетие и неразрывно связана с жизнью Церкви. Поэтому не удивительно, что очень многие люди, верующие и не верующие, воспринимают ее как «глас Божий».

К 10 утра первые желающие поднялись на колокольню. Радостный праздничный звон монахини Татианы воодушевил собравшихся попробовать свои силы.  Они внимательно выслушали  подробный рассказ о колоколах и правилах колокольного звона.

То, что звонить в колокола – непростая наука, понятно каждому человеку, однако истинной сложности этого процесса непосвященному человеку никогда не постигнуть. Дело в том, что традиции колокольного звона, его нюансы и техники передавались, как правило, от звонаря к ученику, сформировывая, таким образом, определенную школу колокольного звона. Именно поэтому манера колокольного звона в различных областях России несколько отличалась друг от друга, но при этом не выходила за рамки традиционной русской школы.

Для русской школы была характерна система управления звоном, позволяющая звонарю управлять всеми колоколами на колокольне одновременно.

Монахиня Татиана познакомила и с устройством монастырской колокольни, которое соответствует сложившимся традициям.  Классически все колокола делятся на три группы: зазвонные колокола (эти колокола являются самыми маленькими, управление ими осуществляется правой рукой звонаря); подзвонные колокола (количество таких колоколов может быть различным, по размеру они причисляются к средним, они управляются правой рукой звонаря); благовестники (это самые большие колокола во всем ансамбле, они управляются посредством педалей). Что касается самих колокольных звонов, то они делятся на несколько видов:

— благовест – является самым старым из всех видов колокольных звонов. Представляет собой размеренные, одиночные удары, возвещающие, как правило, о начале богослужения;

— перезвон – представляет собой одиночные удары в каждый колокол, от самого большого до самого малого;

— перебор – это поочередные удары в каждый из колоколов, начиная с самого малого и заканчивая самым большим;

— трезвон – является самым сложным видом колокольного звона. Он представляет собой звон во все колокола, совершающийся по особой технологии.

В течение всего дня не прекращался поток паломников на монастырскую колокольню.